Поговорки, которые не сохранились целиком
Мы часто используем в своей речи крылатые выражения и поговорки. Однако обычно получается так, что до конца их не договариваем. В результате теряется изначальный смысл. Ниже вы узнаете ряд поговорок, у которых окончания не сохранились целиком.
Помните, еще с младенчества нам внушали, что в здоровом теле – здоровый дух? Сейчас мы говорим это своим детям, требуя от них делать по утрам гимнастику. Изначально же выражение звучало: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление». Это написал писатель Децим Ювенал в одном из своих произведений. Как видите, смысл получается совершенно иной.
Теперь посмотрим и на другие пословицы:
Пьяному море по колено – вполне и так ясно, что алкоголик ведет себя, как ему захочется. Поговорка изначально звучала «Пьяному море по колено, а лужа – по уши». Народ считал, что пьяный ничего не боится. Однако это не мешает ему умереть от любой мелочи.
Ума палата – к мнению такого человека явно нужно прислушиваться, ведь так? Но, если вернуть окончание «Ума палата, да ключ потерян», то всё поменяется. Так говорили про людей, необоснованно пытавшихся показать себя мудрыми.
От добра добра не ищут – пословица толкуется по-разному. Одни считают, что нужно обладать тем, что есть и не надеяться на что-то еще. Другие люди говорят – не надо ждать за хорошие дела отличного отношения в ответ. Ситуация же разъясняется, когда читаешь полный текст поговорки: «От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут». Если лошади не голодные, то они не ускачут. Так и мужчина – когда у него дома всё отлично, то и от жены свой он не уйдет.
Рыбак рыбака видит издалека – казалось бы, что тут не понятного? Человек легко найдет того, у кого есть похожие с ним интересы. Но изначально пословица звучала так: «Рыбак рыбака видит издалека, потому и стороной обходит».
Бабушка надвое сказала – сложная для понимания пословица. Её редко употребляют, и в основном не по адресу. Полная версия проливает свет: «Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет».
Мудрость веков непоколебима, а язык наш могуч.